Информационная поддержка образования в библиотеке. Информационное обслуживание педагогов в цикле мероприятий «Областная научная библиотека и информационные сервисы для науки и образования

Библиотека как центр информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся

Кунязова Айсулу Социаловна

методист Инновационного центра

развития образования и воспитания

Павлодарской области

Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технологически оснащенный библиотечно-информационный центр при обучении школьников комплексу знаний и умений в работе с информацией начинает играть центральную роль.

В условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.

В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности.

Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждой библиотеки (электронные каталоги, автоматизированные библиотечно-информационные системы и т. п.). В этих условиях нарастает процесс интеграции традиционных и инновационных методов (способов) библиотечно-информационного обслуживания.

Поскольку школьные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержку процесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, это заставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многом определяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методы работы.

Библиотека образовательного учреждения является частью информационно-образовательного пространства, формирующегося и активно развивающегося в XXI в., и представляет собой культурно-просветительный и научно-вспомогательный социальный институт, обеспечивающий аккумуляцию и общедоступность документально-информационных ресурсов.

Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными видеофильмами, мультимедийными учебниками и учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы. культура

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности. «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий».

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.

Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.

Основные направления работы по формированию информационной культуры школьников следующие:

I. Комплектование библиотечного фонда.

    Информационная и методическая работа.

    Массовая работа со школьниками.

    Индивидуальная работа с читателями.

    Систематическое повышение собственного профессионального уровня.

Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученных навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности.

Работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую поддержку этой деятельности.

Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:

1) научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);

2) приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;

3) развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся.

Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждого класса - своя тематика, учитывающая содержание учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся.

Основными направлениями в работе библиотеки должны стать:

Информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

Развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа читающего человека;

Активизация интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их поведения и социальной адаптации через общение с книгой;

Приобщение учащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;

Обучение приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.

Школьный возраст - это именно тот возраст, когда закладываются основы личности, вырабатывается система ценностей, формируются приоритеты, осознание себя белорусом, ощущение принадлежности к национальной культуре - процесс, в котором книга играет важную роль. В связи с этим на базе библиотеки должны проводиться мероприятия, посвященные знаменательным датам, праздникам, оформляться тематические выставки книг, например, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне может быть оформлена тематическая полка «Читаем книги о войне».

В школе в качестве факультативного может быть введен интегрированный курс по работе над формированием информационной культуры учащихся, например, курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Основные задачи: дать представление учащимся о современных информационных технологиях; научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее; приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

В работе с учащимися могут быть использованы различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

Таким образом, информационная среда школьной библиотеки сегодня является как ресурсной, то есть технической системой, позволяющей хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, так и коммуникационной и выступает в данном случае как неотъемлемый фрагмент культуры.

Библиотека в школе служит местом встречи, коммуникации представителей различных групп. Через библиотеку появляется возможность формирования разнородных, разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся.

Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Читателей сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, выставки, беседы, справки и обзоры и т.д., но и получение аннотированных списков литературы, копии статей, фрагментов книг, помощь в приобретении новых учебников, информирование о публикациях в периодической печати, возможность работы с электронным учебником

Формирование информационной среды библиотеки - это основной процесс в построении единого информационного пространства школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов.

Школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр – центр формирования информационной культуры личности. Центр, в котором учащиеся получают особую - информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска как в традиционной (ручной), так и в новой информационной технологии, анализа и синтеза найденной информации, технологией самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных продуктов.

Организация информационной подготовки учащихся требует четкого разграничения, дифференциации действий школьных библиотек и общеобразовательных учреждений в едином процессе информационного образования. Преодоление трудностей на пути поиска плодотворных решений по разработке методов и средств информационного всеобуча, разработки реального механизма взаимодействия образовательных учреждений и библиотек, потребует объединения усилий управленцев и организаторов, теоретиков и практиков библиотечной и образовательной сферы.

Для совершенствования деятельности школьных библиотек необходимо проводить работу в следующих направлениях:

Технически оснастить библиотеки;

Обновить и укрепить ресурсную базу школьных библиотек;

Обеспечить доступ библиотек к информационным ресурсам Интернета;

Сформировать единые электронные базы данных учебных фондов библиотек общеобразовательных учреждений;

Разработать форму ресурсной интеграции (обмен учебниками, необходимыми одному учебному заведению и невостребованными в библиотеке другого);

Создать положение о статусе базовых школ, в которых библиотеки, располагающие богатыми книжными фондами, выступали бы в качестве ресурсных центров;

Развить систему повышения квалификации работников библиотек общеобразовательных учреждений.

Для того, чтобы совместная деятельность учителей и школьных библиотекарей по информационной подготовке учащихся была продуктивной, необходимо специальное обучение самих организаторов этого процесса, овладение ими технологии формирования информационной культуры школьников. Такое обучение должно опираться на систему практико-ориентированных занятий; сопровождаться разработкой учебно-методической литературы и дидактических средств обучения основам информационной культуры школьников.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

    Библиотека общеобразовательного учреждения: сб. регламентирующих док [Текст] / сост. Г.В. Чулкина, О.В. Козлова. – М.: ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, 2000. – 80 с.

    Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. – 214 с.

    Бородина В.А. Библиотечное обслуживание [текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Бородина. – И: Либерея, 2004. – 168 с.

    В помощь школьному библиотекарю: Инструктивно-методические материалы по деятельности школьной библиотеки. – Школьная книга, 2004. – 64 с.

    Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, №7. – С. 34-38.

    Дети. Книга. Библиотека. Поиски и обретения 90-х гг. – Челбинск, 2000. – 318 с.

    Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001.- 497 с.

    Крук Н.В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 23-29.

    Мелентьеа Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества. – М: АСОПиР, 2001. – 417 с.

    Чудинова В.П. Дети, библиотеки и новые массовые информационные технологии // Библиотековедение. – 2002. – №5. – С. 40-50.

Размещено на Allbest.ru

Галактионова Светлана Алексеевна,

зав. отделом абонемента

Информационное обслуживание педагогов в цикле мероприятий «Областная научная библиотека и информационные сервисы для науки и образования»

Работа с педагогами ведется в отделе абонемента на протяжении многих лет. Основные мероприятия для данной группы пользователей проводились совместно с ГОРОНО, институтом усовершенствования учителей, Колледжем искусств, учителями городских школ.

C 2008 г. на абонементе проводились мероприятия в поддержку проекта «Образование».

Национальный проект «Образование» — один из четырёх приоритетных национальных проектов, осуществляемых в России с середины 2000-х годов. Он позволил начать новый этап модернизации школьной системы области, в основе которого лежит целостный подход к стимулированию роста качества образования, создание необходимых условий для того, чтобы все дети могли стать полноправными членами общества.

В феврале 2008 г. совместно с ГОРОНО, ПОИПКРО была подготовлена и проведена акция «Информационная поддержка национального проекта «Образование». Повышение уровня воспитательной работы».

2010 год был объявлен «Годом учителя», направленный на развитие творческого и профессионального потенциала учителей, повышение социального престижа профессии учителя.

В рамках «Года учителя» абонементом были проведены обзоры в ПОИПКРО, Колледже искусств, школах города; внутри отдела велось индивидуальной информирование специалистов - 10 человек, был подготовлен цикл выставок «Образование и общество»

Традиционным мероприятием для отдела был «День информации» для учителей русского языка и литературы на августовском совещании, проводимый совместно с ГОРОНО. Сотрудниками абонемента готовились обзоры новых документов по педагогике и методике преподавания русского языка и литературы; выставки педагогической литературы («Наша новая школа», «Вокруг развития и воспитания» и др.)

В 2012 году в отделе стартовал проект «Областная научная библиотека и информационные сервисы для науки и образования».

Основная и очень ответственная задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Помочь современному учителю справиться с этой задачей может библиотека. Проект предусматривал осуществление комплекса мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей педагогов и воспитателей в помощь их профессиональной деятельности; способствовать повышению уровня педагогического процесса.

Партнерами по реализации программы стали следующие организации:

Управление Образования Псковской области и города Пскова.

ПОИПКРО.

ПГУ, кафедра педагогики и психологии начального и дошкольного образования.

Псковский областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Призма».

Учебные заведения г. Пскова

ДОУ г. Пскова

Основные задачи :

Информирование педагогических работников.

Организация наиболее полного и оперативного библиотечно-информационного обслуживания педагогов школ и детских дошкольных учреждений в помощь их профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Создание условий информационного обеспечения педагогов

Привлечение новых читателей - педагогов, путем проведения комплекса мероприятий программы.

Для сравнения была проанализирована работа отдела с педагогами в 2011 и 2012 годах.

Индивидуальное информирование педагогов велось сотрудниками абонемента и до реализации проекта.

В 2011 г. 10 читателей (учителя, воспитатели) получали индивидуальную информацию по 10 темам. За год выдано около 200 книг.

В 2012 г. 15 читателей (учителя, воспитатели) получали индивидуальную информацию по 20 темам (методические разработки с учетом ФГОС и ФГТ второго поколения, развитие творческих способностей детей, игровая терапия, воспитательная работа в классе, работа с трудными детьми, психолого - педагогическое сопровождение учащихся школ и др.). За год выдано 232 книги.

В течение года, для данной категории пользователей на сайте библиотеки была размещена виртуальная выставка литературы «Российское образование. Формирование ценностных приоритетов». Составлялись и были разосланы в школы города по электронной почте библиографические списки новых книг по педагогике, поступивших в фонды ПОУНБ в 2012 г. До проекта данной работы в отделе не велось.

В 2012 году активизировалась работа с кафедрой русского языка и литературы ПОИПКРО. За год были проведены: День информации «Преподавание русского языка и литературы в контексте федеральных государственных стандартов второго поколения», обзор «Новинки литературы из фондов ПОУНБ по литературоведению», выездная выставка литературы «Новые педагогические издания из фондов ПОУНБ» на фестивале воспитательных инноваций «Прорыв».

В 2012 г. Псковский областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Призма» стал партнером отдела и в данной программе, поскольку «коррекционная педагогика» является составной частью педагогического образования и деятельность коррекционных педагогов - логопедов, дефектологов, психологов и также важна в воспитании детей. Для педагогов центра были проведены Дни информации: «Коррекционно - развивающее обучение. Готовность детей к школе», «Современная диагностика детей с задержкой психического развития».

В 2011 г. были проведены 2 обзора для учителей русского языка и литературы в школах № 19 и № 26, прошли 6 выездных выставок педагогической и художественной литературы.

В 2012 г. для реализации программы были налажены связи:

  • Со школами: № 22 № 24, №26, № 12, № 1.

Сотрудничество велось через заведующих школьными библиотеками. В течение года абонементом постоянно проводились выездные выставки педагогической и художественной литературы.

1. В школе № 24 проведены обзоры для методического объединения учителей начальных классов («Современный урок, как обеспечение качественного образования», «Новые книги по педагогике с учетом ФГОС второго поколения», «Книги в помощь современному учителю»).

2. Для методических объединений учителей начальных классов школ № 22 и № 19были проведены Дни информации «Школа - сильные и слабые стороны».

В 2012 г. для реализации программы были налажены связи с ДОУ (детскими дошкольными учреждениями) №32 («Чебурашка»), № 26 («Ласточка»), № 37 («Кораблик»), № 25 («Золотой ключик»). До проекта данная работа не проводилась.

За год абонементом проведено 8 обзоров литературы различной тематики («Речевое развитие дошкольника», «Образование в ДОУ на современном этапе», «Как привить ребенку дисциплину», «Новинки литературы из фондов ПОУНБ с учетом федеральных государственных требований (ФГТ)» и др.). В детских дошкольных учреждениях № 25 и № 37 в течение года проводились выездные выставки педагогической и художественной литературы.

Во всех учреждениях, во время проведения мероприятий проводилась регистрация по анкетам и выдача читательских билетов (пластиковых карт) областной научной библиотеки.

Статистикатакова:

За 2011 г. для педагогов было проведено 2 ДИ, 2 обзора, 6 выездных выставок. Общее число посещений составило 14% от общего числа посещений абонемента, а книговыдача - 8 % от общей книговыдачи отдела за 2011 год.

В 2012 году состав группы увеличился за счет расширения партнерских связей в рамках программы «Информационные сервисы для науки и образования».

За 2012 г. было проведено 3 Дня Информации, 14 обзоров, 36 выездных выставок.

Общее число посещений составило 24% от общего числа посещений отдела (на 10%), а книговыдача - 28 % от всей книговыдачи абонемента за год. Увеличение произошло на 20 %.

По нашему мнению, проект был реализован в полной мере:

  • Условия информационного обеспечения деятельности педагогов были созданы.
  • Новые читатели - педагоги были привлечены путем проведения комплекса мероприятий программы.

В последующие годы абонемент продолжает информационное обслуживание педагогов в цикле мероприятий «Областная научная библиотека и информационные сервисы для науки и образования».

С 2013 по 2016 гг. абонементом областной научной библиотеки проведено 3 Дня Информации, 40 обзоров, 80 выездных выставок литературы.

  • Деловыми партнерами отдела по реализации цикла мероприятий по-прежнему являются ПОИПКРО, ПГУ, ССУЗы, школы города, детские дошкольные учреждения, Псковский областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Призма».
  • 17 читателей (учителя, воспитатели) состоят на индивидуальном информировании по 25 темам.
  • В течение календарного года, для данной категории пользователей оформлялись выставки: «Качество образования: от декларации к реальности», «В стране интересных уроков», «Начальное образование в России: общество и школа», «Здоровьесберегающие технологии в школе», «Игра - ключ к душе ребенка» и т.д.
  • В ПОИПКРО (кафедра русского языка и литературы) проводились обзоры - презентации «Лауреаты литературных премий», «К портрету М.Ю. Лермонтова», «Новые книги по литературоведению из фондов ПОУНБ», «Подготовка к итоговому сочинению: методические рекомендации» для педагогов школ города и Псковской области.
  • В «Призме» проведены Дни Информации и обзоры: «Методические разработки в помощь педагогу - психологу», «Профилактическая работа среди детей и подростков группы риска», «Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков» для заместителей директоров школ, социальных педагогов Псковской области.
  • Помимо обзоров, для педагогов школ готовятся выездные тематические выставки: «Дети в годы ВОВ», «За колючей проволокой - концлагеря в годы ВОВ», «Вокруг Грибоедова», «Вокруг А.П. Чехова», «История книги», «Жизнь и судьба Григория Распутина», «Итоговое сочинение по литературе: методические рекомендации» и др.
  • В ДОУ проводились выездные выставки и обзоры литературы различной тематики: «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ», «Сказкотерапия - способ решения детских проблем», «Новинки литературы из фондов ПОУНБ с учетом федеральных государственных требований (ФГТ)», «Экспериментальная работа с детьми в ДОУ», «Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста», «Как подарить детям праздник», «Развитие творческих способностей детей: комплексные занятия в ДОУ».

Среди разных групп читателей на абонементе педагоги занимают третье место, статистика за 5 лет (с 2012 - 2016 гг.):

  • Учащиеся ВУЗов, ССУЗов, школ и лицеев - 5282 (40%)
  • Пенсионеры - 1795 (14%)
  • Педагогические работники - 1190 (10%)

С 2012 по 2015 гг. педагогические работники посетили отдел абонемента 11 502 раза. В среднем за год посещения педагогов составили 10% от всех посещений отдела.

Книговыдача по группе педагогов с 2012 по 2015 гг. составила - 8709книг. В среднем за год - это 4% от общей книговыдачи в отделе.

Тематика выданных изданий:

  1. Художественная литература - 76%
  2. Педагогическая литература - 7%

Напомню, что фонд педагогической литературы составляет - 2191экз. документов (5 % от отраслевого фонда отдела)

  1. История - 4%
  2. Психология - 3%

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Цикл мероприятий для педагогов показал свою востребованность и будет продолжен в следующем году.
  2. Мероприятия для педагогов в библиотеке проводить сложно из - за занятости, загруженности педагогов. Удобнее делать выездные мероприятия.
  3. Недостаточное комплектование фонда новой педагогической литературой. За последние 2 - 3 года оно резко снизилось. Необходимо обратить на это внимание и по возможности увеличить количество приобретаемой педагогической литературы.

Страница 6 из 9

Информационно-библиографическая поддержка образования, самообразования, профессионального самоопределения и воспитание информационной культуры молодежи

(Т.В. Виноградова, заведующая информационно-библиографическим отделом)

Внедрение передовых информационных технологий в повседневную библиотечную жизнь и компьютеризация рабочих мест библиотекарей и библиографов сопровождается расширением информационных ресурсов библиотеки. Этот факт позволяет нам совершенствовать традиционные и развивать новые формы и направления библиографического обслуживания всех пользователей ЦРБ им.1 Мая, в том числе и молодежи.

1. Одним из самых важных участков индивидуальной работы с молодежью является справочно-библиографическое обслуживание. Справки, выполненные по запросам молодежи, составляют 70-73 % от их общего количества. Причем, большинство молодых читателей обращаются в нашу библиотеку в поисках информации по гуманитарным дисциплинам: экономике, праву, социологии, статистике, истории, философии, педагогике, психологии и культурологии.

Следует отметить, что справочно-библиографическое обслуживание молодежи в современных условиях представляет собой сложный процесс, требующий от дежурного библиографа-консультанта не только профессиональных знаний, широкой эрудиции, но и хорошего владения компьютерными технологиями.

С каждым годом удовлетворение читательских образовательных запросов становится все труднее и занимает все большую часть рабочего времени библиографов. Это связано не только и не столько с трудностями в комплектовании библиотечных фондов и несовершенством ББК. С возникновением новых направлений в деятельности человека, новых специальностей и, как следствие, новых учебных дисциплин в школе и вузе информационные потребности учащейся молодежи постоянно расширяются, и количество справок, требующих сложного библиографического поиска, увеличивается. В то же время, общаясь с молодыми читателями, мы с грустью отмечаем, что уровень знаний школьников и студентов падает, некоторые из них не могут даже четко сформулировать тему своего запроса.

В этом году библиографам пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти информацию по таким запросам студентов и школьников:

Кто был воеводой строительной дружины, возводившей Новгород Понизовский?;

Словесные «ляпы» в речи российских политиков;

Кто такой дуайен и кто является дуайеном в России?;

Психологический портрет личности преступника;

Творчество и личность А.С.Пушкина в русской философской критике;

Почему марксизм имел такое широкое распространение в России, а в развитых капиталистических странах нет?

Другим аспектом проблемы усложнения библиографического поиска является то, что учителя, давая задания старшеклассникам, часто плохо представляют, есть ли вообще в фондах библиотеки литература по той или иной теме. Наглядными примерами могут служить подобные запросы школьников:

Применение радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве;

Экологические проблемы Аравийского полуострова;

Основные отделы налоговой инспекции и их функции.

По запросам учащихся и студентов библиографы составляют библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам. Так, в этом году нами были составлены списки на темы: «Лидерство в организации», «Невербальное общение», «Международная миграция капитала», «Педагогическое мастерство», «История ленд-лиза». «Молодежная субкультура», «Воспитание характера» и др.

В последнее время в справочно-библиографическом обслуживании молодежи активно используется не только традиционный справочно-библиографический аппарат, но и современные информационные ресурсы: Интернет и электронные базы данных. Так, в случае отсутствия или недостаточности предоставленной информации по тематическому запросу студента или школьника, дежурный библиограф обязательно предлагает им воспользоваться услугами Интернет-зала. Таким образом, например, были полностью удовлетворены запросы на темы: «Дуэльный кодекс», «Обеспечение экологической безопасности на предприятии НОРСИ», «Языки декларативного программирования» и многие другие.

Формирование электронных баз данных было начато в нашей библиотеке в январе 2002 года: специалисты отдела комплектования и обработки приступили к созданию электронного каталога, а библиографы, соответственно, - электронной картотеки статей. На 1 сентября 2004 года в электронный каталог внесено почти 7 тыс. записей, электронная картотека статей насчитывает 11109 записей. С января 2004 года электронный каталог и электронная картотека статей стали доступны для всех пользователей библиотеки. Поиск информации с помощью этих баз данных осуществляет дежурный библиограф-консультант в зале каталогов. За 9 месяцев с помощью этих баз было выполнено 285 справок для юношей и девушек в помощь их образованию и самообразованию.

В последние годы среди молодежной аудитории ЦРБ им.1 Мая заметно возросло количество студентов правовых и экономических техникумов и вузов, а, следовательно, значительно повысились потребности этой части пользователей в правовой информации. Учитывая это обстоятельство, в январе 2002 года на компьютере дежурного библиографа-консультанта была установлена система «Консультант Плюс», а в мае 2004 года - система «Гарант». Новый вид справочно-библиографического обслуживания оказался очень востребованным у читателей, в том числе и молодежи. На эту группу по нашим подсчетам в год в среднем приходится более 1/3 всего массива документов, найденных с помощью справочно-правовых систем.

На диаграмме можно проследить две тенденции в справочно-библиографическом обслуживании молодежи в ЦРБ им.1 Мая за последние 3 года. Во-первых, это ежегодный прирост общего количества справок, выполненных по запросам молодежи: от 1056 - в 2002 году, до 2392 - за 9 месяцев 2004 года. Во-вторых, это увеличение количества справок, выполненных с помощью электронных носителей по отношению к справкам, выполненным с помощью традиционного СБА: если в 2002 году это соотношение составило 10,6% против 89,4%, то за 9 месяцев 2004 года - уже 27,6% против 72,4%.

Общее количество справок по запросам молодежи

Выполнены

С помощью традиционного СБА

Выполнены

с помощью электронных баз данных

2. Вторым направлением библиографического обслуживания молодежи в ЦРБ им.1 Мая является библиографическое информирование.

Оно осуществляется совместно информационно-библиографическим отделом и отделом обслуживания и включает в себя самые разнообразные формы работы.

Так, на юношеском абонементе из года в год ежемесячно ведется индивидуальное информирование старшеклассников школ Сормовского района о поступлении новых учебных, учебно-методических и научно-популярных изданий в помощь школьной программе, а также о свежих номерах научно-познавательных журналов «Родина», «Литература в школе», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Вокруг света» и других. Ведется учет выданной литературы. Так, в первой половине 2004 года абонентам было послано 150 информаций и выдано 131 издание.

Библиотекарями абонемента для старшеклассников составлено 5 информационных списков новых книг в помощь школьной программе на следующие темы:

«История двух тысячелетий»,

«Удивительное - рядом»,

«Изучающим историю России»,

«Книги серии «Домашний репетитор»,

«Моя российская история».

Одной из самых популярных и действенных форм библиографического информирования молодежи являются тематические Дни информации. При определении тематики этих комплексных мероприятий мы стараемся выйти за рамки школьной программы, привлечь внимание старшеклассников к наиболее актуальным вопросам современности и представить литературу по теме Дней с наибольшей полнотой - как по содержанию, так и по видам изданий.

Так, например, после объявления ЮНЕСКО 10-летия культуры мира, мы откликнулись на это начинание Днем информации «Человек. Общество. Цивилизация». Акцент в этом мероприятии был сделан на литературе, раскрывающей проблему противостояния Западной и Восточной цивилизации на примере двух стран - Ирана и России. Состоялась презентация тематического номера журнала «Наука и религия», целиком посвященного Ирану, а одна из наших коллег поделилась с ребятами своими впечатлениями от поездки в эту сказочную страну. С интересом прослушали учащиеся библиографический обзор журнальных публикаций о необъятной и загадочной русской душе под названием «Русские… Какие мы?», а в заключение мероприятия старшеклассники очень активно отвечали на вопросы викторины «История мировых цивилизаций».

Среди самых насущных проблем, стоящих сегодня перед современным обществом - проблема защиты нашего молодого поколения от наркомании. Нашим скромным вкладом в борьбу с этим всемирным злом стало проведение Дня информации «Наркомания - глобальная проблема человечества». В программу Дня были включены: обзор литературы у книжной выставки «Ловушка для человека разумного», беседа-предостережение участкового инспектора по делам несовершеннолетних Сормовского района, информдайджест «О наркотиках без истерики» и мини-презентация библиографического списка-предупреждения для подростков «Наркомания - знак беды».

Профориентация всегда была одним из приоритетных направлений в работе библиотек с молодежью. В 2003 году для старшеклассников школ Сормовского района во всех взрослых библиотеках ЦБС прошел единый День информации «Время выбирать будущее». В ЦРБ им. 1 Мая библиографы представили юношам и девушкам библиографический обзор по материалам выставки-панорамы «Время выбирать будущее», образовательный экскурс «Юноше, обдумывающему житьё…», библиодосье «Редкие профессии», пресс-экспресс по газете «Биржа плюс Карьера» и встреча с профессионалом - психологом ресурсного центра занятости.

Все чаще мы в своей работе используем такую форму информационного обслуживания молодежи, как информационно-познавательные часы или часы познания. Эти мероприятия являются как бы мини-Днями информации: и время проведения ограничено одним академическим часом, и тема для мероприятия выбирается более узкая, например, какое-то значимое событие из отечественной истории или знакомство с жизнью наиболее ярких представителей русской науки или культуры. За три года для старшеклассников школ Сормовского района было проведено 15 информационно-познавательных часов на темы:

- «Готовимся к выпускным экзаменам»,

- «Любимое мое Сормово»,

- «Русь книжная» (о книгах и библиотеках на Руси в XI-XV вв.),

- «Современная российская литература»,

- «Куда пойти учиться»,

- «Изучающим историю России»,

Час славянской культуры «Всему миру свет»,

Час философских познаний «Премудрость в личности» и другие.

В информационном обслуживании молодежи мы активно практикуем и такие формы работы, как библиографические обзоры, информдайджесты, пресс-досье, экспресс-информации. В 2002-2004 годах их было подготовлено и проведено для старшеклассников 36. Вот тематика некоторых из них:

Ø «Глобальные проблемы современности»,

Ø «Герои нашего времени» (по произведениям современных российских писателей),

Ø «Ушли, чтобы остаться с нами» (о выдающихся деятелях российской культуры конца ХХ века),

Ø «Люблю тебя, Петра творенье» (Образ Петербурга в русской поэзии), Ø «Редкие профессии», Ø «Проза жизни Людмилы Петрушевской», Ø «Эссен и Нижний Новгород - города побратимы»,

Ø «Неформалы: групповой портрет в интерьере».

3. Третьим направлением в работе информационно-библиографического отдела с молодежью является воспитание информационной культуры, и роль библиографов здесь особенно интересна и разнообразна.

Принято считать, что азам информкультуры молодые читатели обучаются в библиотеках учебных заведений (школ, вузов). На деле же у значительного числа пользователей библиотеки, а особенно молодых, уровень библиотечно-библиографических знаний невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск литературы и фактических данных, фиксировать найденное.

Поэтому работа по повышению информационной культуры наших молодых читателей ведется постоянно по следующим направлениям:

Обучение библиотечно-библиографической грамотности;

Обучение культуре чтения;

Овладение целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков получения информации с помощью электронных ресурсов библиотеки.

Уже при записи в библиотеку каждый молодой читатель получает первый урок библиотечно-библиографической грамотности: библиотекари и дежурные библиографы-консультанты знакомят его с правилами пользования библиотекой, со структурой и составом фонда, системой каталогов и картотек, правилами оформления требования на литературу, о чем делается пометка на обороте формуляра. Таких индивидуальных консультаций для молодежи в 2002 году было проведено 2284, а за 9 месяцев 2004 года - 3004.

Но ни один консультант не способен за считанные минуты научить умениям и навыкам, необходимым молодому читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати.

Поэтому в 2002-2004 годах библиографами ЦРБ им. 1 Мая было подготовлено и проведено 16 библиотечных уроков и 11 групповых консультаций, 18 обзоров справочных изданий и 10 премьер библиографических пособий для молодежи следующей тематики:

· «Справочно-библиографический аппарат современной библиотеки: его назначение, состав и поисковые возможности»;

· «Библиографические пособия - ваши помощники в выборе литературы»;

· «Современная русская литература; тематические и персональные библиографические пособия»;

· «СПС «Консультант Плюс» - совершенный ресурс правовой информации»;

· «Учимся конспектировать»;

· «Как правильно составить реферат и записать лекцию»;

· «Сочинение - на отлично!»

Все вышеперечисленные мероприятия входили составной частью в программы Дней библиографии, Дней информации, Дней периодики, Дней знаний и занятий «Информколледжа».

Не забываем мы и такую традиционную форму работы, как библиотечные экскурсии. В 2002 -2004 годах было проведено 15 таких мероприятий. Во время экскурсий библиотекари знакомили старшеклассников школ и средних специальных учебных заведений Сормовского района с историей ЦРБ им. 1 Мая, работой каждого из ее отделов, а также с информационными ресурсами библиотеки. Особый интерес у молодежи неизменно вызывали экскурсии по Интернет-залу - гордости нашей библиотеки.

Прочно вошли в практику работы ЦРБ им.1 Мая с молодежной аудиторией Дни библиографии. Основой для их проведения являются библиографические пособия, которые специально создаются библиографами к этим мероприятиям. В 2002-2004 годах было выпущено и представлено молодежи 3 указателя и 18 списков. При подготовке Дней библиографии мы также активно используем библиографические пособия, разработанные нашими коллегами из ЦГБ и из других районов Нижнего Новгорода.

Так, к 100-летию Нобелевской премии библиографами были подготовлены библиографический указатель «Опередившие время», в котором были собраны материалы обо всех русских ученых - лауреатах премии по естественным наукам, хранящиеся в фондах ЦРБ им.1 Мая, и библиографический список литературы «И творчество, и чудотворство», посвященный русскому поэту - нобелевскому лауреату Борису Пастернаку. Именно эти два пособия послужили основой для подготовки и проведения Дня библиографии «Созвездие имен великих» для старшеклассников Сормовского района. Впервые на этом Дне библиографии мы применили на практике такую новую форму работы, как видеодебют библиографического пособия, в котором попытались соединить воедино представление нового библиографического списка «И творчество, и чудотворство» с демонстрацией фрагментов видеофильма «Борис Пастернак».

В последние годы заметно активизировалась работа библиографов библиотек города по созданию краеведческих библиографических пособий самой разнообразной тематики. Мы также не остались в стороне от этого начинания и выпустили 2 библиографических пособия, посвященных нашим землякам: библиографический указатель литературы «Славны добрыми делами» (о нижегородских благотворителях и меценатах XIX - начала ХХ века) и библиографический список «Благотворительность, меценатство, спонсорство в Нижегородском крае сегодня». Именно эти издания дали материалы для подготовки кольцевого Дня библиографии «Да не оскудеет рука дающего…», который силами работников информационно-библиографического отдела был проведен для молодежной аудитории в ЦРБ им.1 Мая и во всех 6 библиотеках-филиалах, обслуживающих взрослое население.

Важнейшей ступенью социализации юношества в современном обществе является выбор профессии. Содержательная сторона этого процесса претерпела в последнее время существенные изменения. Престиж многих профессий упал, других - стремительно поднялся, появилось много, прежде неизвестных нам специальностей.

Поэтому основной задачей Дня библиографии «Найди свою профессию», прошедшего в апреле 2004 года, было знакомство старшеклассников с современными, наиболее перспективными специальностями. Материалы о них были собраны и представлены на выставке «Найди свою профессию». В актуальном обозрении «Какие специалисты сегодня нарасхват?» сотрудник из Центра занятости населения Сормовского района озвучила для ребят рейтинги самых востребованных на сегодняшний день профессий на рынке труда. Старшеклассники познакомились с 6-тью выпусками новых библиографических пособий для молодежи из серии «Мир современных профессий» под названиями: «Повелители компьютеров», «Такие разные менеджеры», «Мозаика экономической деятельности», «Профессия - продавец», «Созидатели красоты» и «Требуются специалисты по кадрам». Библиографы представили ребятам футурологическое библиодосье «Вакансии будущего, или Чем будут заниматься люди в XXI веке» и мини-презентацию информационного справочника «Куда пойти учиться». В заключение мероприятия старшеклассники совершили путешествие по профориентационным сайтам Интернета.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что благодаря внедрению компьютерных технологий, работа по информационно-библиографическому обслуживанию молодежи приобрела новые направления, значительно повысилась оперативность и полнота информации по запросам, расширился ассортимент библиографических услуг, в том числе платных, качественно изменился внешний вид библиографической продукции, она стала более привлекательной для современной «продвинутой молодежи».

В 2005-2006 годах приоритетными направлениями работы библиографов с молодежью будут:

1)информационная поддержка образования, самообразования и профессионального самоопределения этой группы пользователей;

2)обучение молодежи навыкам самостоятельного поиска информации с помощью электронного каталога и электронной картотеки статей.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Министерство культуры Республики Бурятия

Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая

Программа

«Юношеская библиотека – Центр информационной поддержки образования»

Пилотное исследование

В ходе семинаров библиотекарей систем начального и среднего профессионального образования республики было проведено пилотное исследование в рамках программы «Юношеская библиотека – центр информационной поддержки профессионального образования», поддержанной Министерством образования и науки Республики Бурятия. Анкетный опрос был призван наметить пути взаимодействия ресурсного центра и библиотек, обозначить контуры сотрудничества в сфере информационного обмена .

Необходимо отметить, что вопросы анкеты для библиотекарей системы начального профессионального образования несколько отличалась от вопросов, заданных библиотекарям ССУЗов. Это объясняется разной степенью автоматизации учебных заведений этих систем и соответственно библиотек. Если в библиотеках ССУЗов уже можно говорить о некоторых результатах процесса автоматизации (см. Приложение), то библиотеки ПУ еще в самом начале этого пути.

Хотя все библиотекари ПУ, принявшие участие в анкетировании положительно относятся к процессу автоматизации, они прекрасно осознают, что речь о компьютеризации библиотеки может идти после компьютеризации самого учебного заведения - на это указывают 75 % респондентов. Лишь в одном случае прозвучал ответ, что руководство готово к компьютеризации библиотеки. Двое респондентов признались, что с таким вопросом к администрации не обращались.

Все библиотекари, принявшие участие в опросе считают, что сегодня ощущается необходимость информационного обмена между библиотеками. При этом для 73,3 % библиотекарей ССУЗов и 68,7 % библиотекарей ПУ это проблема стоит остро, а 26,7 % и 31,2% библиотекарей (соответственно ССУЗов и ПУ) думают, что она возникнет в ближайшее время.

Разница в обеспеченности компьютерами сказалась в выборе форм информационного обмена.

Так, библиотекари ССУЗов отдали предпочтение формам, основанным на использовании современных технологий. Обмен электронными ресурсами (64 %) и обмен информацией через информационно-образовательный сайт (50 %) опередили информационные бюллетени новых поступлений (35,7 %) и обмен тематическими списками литературы (21,5 %). Также одним из респондентов было сделано предложение об обмене информацией о методических материалах.

В группе респондентов – библиотекарей ПУ первые позиции отданы традиционным формам информационного обмена: 50 % предпочли информационные списки литературы и 37,5 % - обмен тематическими списками литературы. Тем не менее треть (31,2 %) высказались в пользу обмена информацией через информационно-образовательный сайт. Разумеется, обмен электронными ресурсами занял последнее место – 12,5 %.

Существуют определенные различия между ответами библиотекарей ССУЗов и ПУ на вопрос о взаимодействии с Юношеской библиотекой как ресурсным центром (см. таблица 1). Среди направлений деятельности, по которым библиотекари предполагают осуществлять сотрудничество, наибольшей популярностью пользуется «организация системы повышения квалификации», при чем библиотекари ПУ в подавляющем большинстве (81,2 %) указали на необходимость взаимодействия в данном направлении. Кроме этого библиотекари ПУ более заинтересованы в «выявлении информационных потребностей учащихся (студентов), преподавателей», «сборе, обработке и предоставлении информации об образовательных возможностях» и «предоставлении баз данных , мультимедийных изданий». Библиотекари же ССУЗов высказались в пользу «сбора, обработки, предоставления педагогической информации», «издания информационных бюллетеней, справочных и методических материалов» и «информационно-образовательного сайта».

Таблица 1

Направления деятельности

Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Выявление информационных потребностей учащихся (студентов), преподавателей

Сбор, обработка, предоставление педагогической информации

Сбор, обработка, предоставление информации об образовательных возможностях (курсы, второе образование, повышение квалификации и т. д.)

Предоставление баз данных, мультимедийных изданий

Издание информационных бюллетеней, справочных, методических материалов

Организация системы повышения квалификации

Информационно-образовательный сайт

При определении круга проблем, которые могут возникнуть при налаживании системы информационного обмена, в анкету для библиотекарей ПУ был внесен дополнительный пункт – «отсутствие компьютерной техники », который и был отмечен всеми респондентами (см. таблицу 2). Анализируя ответы на этот вопрос, следует помнить о том, что большинство библиотекарей ССУЗов уже реально столкнулись с проблемами автоматизации, тогда как библиотекари ПУ могут только предполагать. Данный тезис иллюстрирует пункт «отсутствие профессионального программного обеспечения » - практически половина библиотекарей ССУЗов (42,8 %) обращает внимание на эту проблему и только 6,2 % библиотекарей ПУ останавливаются на ней. Естественно отмечены технические проблемы, которые заняли первое место. Вызывает беспокойство тот факт, что половина респондентов из числа библиотекарей ПУ (50 %) и четверть из числа библиотекарей ССУЗов (26, 7 %) назвали проблему «отсутствия понимания со стороны руководства».

Таблица 2

Проблемы

Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Отсутствие компьютерной техники

Технические проблемы

Отсутствие профессионального программного обеспечения

Постоянное подключение к Интернету

Обучение библиотекарей

Отсутствие понимания со стороны руководства

Также респондентам было предложено наметить перспективы развития корпоративной сети библиотек профессионального образования (см. таблицу 3). Наибольшее количество голосов было высказано в пользу ведения сводного электронного каталога, обмена адресно-справочными данными и обучения и переподготовки кадров. Со скепсисом отнеслись респонденты к помощи в ретроконверсии каталогов, относя это направление развития к далекой перспективе. С большим оптимизмом смотрят библиотекари ССУЗов на корпоративную каталогизацию литературы и обмен адресно-справочными данными.

Таблица 3

Направления развития

Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Корпоративная каталогизация литературы

Ведение сводного электронного каталога

Электронный заказ и доставка документов

Обмен адресно-справочными данными

Помощь в ретроконверсии каталогов

Обучение и переподготовка кадров

И напоследок библиотекари высказали свои пожелания, предложения и сомнения по поводу организации системы информационного обмена. Были высказаны сомнения следующего порядка: «процесс компьютеризации затянется на несколько лет, возникнут проблемы в обучении» (библиотекарь ПУ), «экономическая сторона» (библиотекарь ССУЗа), «сомнение – жесткие временные рамки при огромном объеме работы» (библиотекарь ССУЗа), «все это здорово, но технические проблемы» (библиотекарь ССУЗа). Озвучены такие предложения, как «разработать систему приобретения дискет по определенной тематике» (библиотекарь ССУЗа), «дать библиотекарям возможность пройти компьютерные курсы» и «открыть компьютерные курсы применительно к библиотеке» (библиотекари ПУ). Вселяют надежду на успешное сотрудничество в сфере информационного обмена оптимистические отклики: «все замечательно!», «все получится!».

вед. методист ГЮБ РБ им. Д. Батожабая

Приложение

Данные по автоматизации библиотек системы среднего специального образования

Учебные заведения

Техническое обеспечение

профессиональное программное обеспечение

Сеть

Выход в Интернет имеет

Электронные ресурсы

компьютеры

принтеры

прочие устройства

копировальные аппараты

внутрибиблиотечная

учебного заведения

сама библиотека

учебное заведение

CD - ROM

электронный каталог

базы данных

БАК им Ербанова

Библиотека 4

Работа начата

Работа начата

УУ индустри-альный техникум