Как работает госпрограмма по обеспечению жильём молодых семей? Причины для отказа.

Данная подпрограмма была утверждена постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050, официально опубликована и вступила в силу с 8 февраля 2011 года. Предыдущая программа закончила свое действие в 2010 году.

Наш интернет-портал оказывает бесплатные первичные консультации юриста по социально-правовым вопросам. Поможем защитить нарушенные права, оформить полагающиеся льготы и пособия, рассмотрим сложные случаи в любых отраслях права.

Консультация бесплатна, звоните:

  • Москва и Московская область - 8 (499) 938‑40‑68
  • Санкт-Петербург и Лен. область - 8 (812) 425‑60‑94
  • Регионы РФ (звонок бесплатный) - 8 (800) 511‑38‑19
  1. Чем отличается программа «Обеспечение жильём молодых семей» на 2019 год от предыдущей программы? Стоит сказать, что это новая программа, которая не является продолжением прежней.

Она мотивирует людей не на приобретение жилья, а на строительство, преимущественно жилья эконом-класса. В ней прописаны иные условия предоставления социальной выплаты.

  1. Кто может стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2019 год?

Претендовать на социальную выплату может молодая семья, брак которой зарегистрирован, а возраст супругов не превышает 35 лет (35 лет должно быть на момент выдачи свидетельства о социальной выплате). При достижении одним членом семьи 36-летнего возраста молодая семья исключается из очереди.

Кроме этого, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то есть на 1 человека должно приходиться менее 12 квадратных метров общей жилой площади, и иметь сбережения,достаточные для оплаты стоимости жилья, превышающий размер предоставляемой социальной выплаты.

  1. Как формируются списки?

Списки формируются по дате подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Возможен вариант, когда семья встала на учет нуждающихся давно, а на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» встала недавно. В результате их место будет определено по дате постановке на учет нуждающимися, а не поставлено автоматически в конец очереди.

При этом тем семьям, которые стояли в списках по предыдущей программе, бояться не стоит. Поскольку они уже признаны нуждающимися, то они будут состоять в списке по дате признания их нуждающимися.

  1. Как может быть использована социальная выплата?

Молодая семья может использовать социальную выплату для оплаты договора купли-продажи жилого помещения, строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома. Также может быть уплачен первоначальный взнос при получении жилищного кредита или погашен последний платеж в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи.

В отличие от подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002–2010 годы, в новой программе не предусматривается погашение с помощью социальной выплаты основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

  1. Каков размер социальной выплаты?

Социальная выплата будет рассчитываться исходя из стоимости одного квадратного метра, установленного на момент выдачи свидетельства.

Размер выплаты уменьшился. Семья, не имеющая ребенка, получит 30 процентов от расчетной стоимости жилья (ранее было 35 процентов). Семья с ребенком или семья, состоящая из одного взрослого с ребенком - 35 процентов (ранее - 40 процентов).

  1. Какой срок реализации социальных выплат?

Каковы сроки оформления документов? Срок реализации свидетельства на социальную выплату - девять месяцев. При этом, подпрограммой предусмотрены жесткие сроки оформления документов для молодых семей. Теперь после поступления денежных средств муниципалитет в течение пяти дней оповещает молодые семьи-претенденты, а семьи - в течение месяца должны принести необходимые документы.

Текст правового акта по состоянию на август 2012 года

Утверждена
Постановлением
главы Касимовского
муниципального района
от 18 марта 2011 г. N 315

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы"

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Разработчик Программы

Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области

Основание для разработки Программы

Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, Постановление Правительства Рязанской области "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" N 310 от 01.12.2010

Исполнители Программы

Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, Комитет по делам молодежи Рязанской области, кредитные организации

Цель и задачи Программы

Цель Программы - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачей Программы является предоставление молодым семьям, участникам Программы, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальная выплата), дополнительной социальной выплаты по рождению (усыновлению) одного ребенка (далее - дополнительная социальная выплата)

Целевые индикаторы и показатели

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах

Сроки и этапы реализации Программы

Перечень основных мероприятий

Нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы; организационное обеспечение реализации Программы, включающее в себя обеспечение информирования, консультирования молодых семей, приема документов на участие в Программе, формирование списков молодых семей, участие в ежегодном конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для получения финансовых средств федерального бюджета, заключение соглашения между Правительством Рязанской области и Министерством регионального развития Российской Федерации, заключение соглашения между комитетом по делам молодежи Рязанской области и органами местного самоуправления; финансовое обеспечение реализации Программы, включающее в себя ежегодное определение объема средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, распределение субсидий между муниципальными образованиями; предоставление социальной выплаты молодым семьям, предоставление дополнительной социальной выплаты

Прогнозные объемы и источники финансирования Программы

Из средств бюджета Касимовского муниципального района: в 2011 году - 50 тыс. руб., в 2012 году - 50 тыс. руб., в 2013 году - 50 тыс. руб., в 2014 году - 50 тыс. руб., в 2015 году - 50 тыс. руб. Всего средств бюджета муниципального образования - 250 тыс. руб. Выделение дополнительной социальной выплаты по рождению (усыновлению) ребенка из средств муниципального бюджета по годам: Всего: 12 тыс. руб. в 2011 году - 0 тыс. руб., в 2012 году - 3 тыс. руб., в 2013 году - 3 тыс. руб., в 2014 году - 3 тыс. руб., в 2015 году - 3 тыс. руб.,

Ожидаемые результаты реализации Программы

Обеспечение жильем за 2011 - 2015 годы максимального количества молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), собственных средств молодых семей; создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации в Касимовском районе

Количественный показатель молодых семей указывает на повышенную востребованность Программы, поскольку это единственная возможность для большей части молодых семей, нуждающихся в жилье, приобрести жилье (построить индивидуальный жилой дом) при помощи государства. Несмотря на значительное количество молодых семей, уже улучшивших свои жилищные условия, для большинства семей жилищная проблема имеет крайнюю остроту. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и высокими процентами по ипотечным жилищным кредитам для всего населения, в том числе для молодых семей.

Молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства, категория семей с относительно невысоким доходом, проживающих в сельской местности, практически не сможет улучшить жилищные условия с привлечением ипотечного кредита. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере улучшения экономической ситуации.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Касимовском районе. Решение жилищной проблемы молодых семей в Касимовском районе позволит сформировать экономически активный слой населения.

При разработке и утверждении данной Программы предусмотреть и осуществлять ежегодное софинансирование Программы из средств бюджета Касимовского муниципального района в размере 50 тыс. рублей; предоставлять дополнительную социальную выплату ежегодно всего в размере 3,0 тыс. рублей для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или строительством индивидуального жилого дома, молодой семье - участнику Программы при рождении (усыновлении) одного ребенка в период с даты утверждения акта о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в соответствующем году по дату исполнения банком (обязательств) распоряжения распорядителя счета (члена молодой семьи - участника Программы) о перечислении зачисленных на его банковский счет средств социальной выплаты в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, оплаты договора с уполномоченной организацией, что позволит молодым семьям иметь большую долю возможности для улучшения жилищных условий. Размер дополнительной социальной выплаты рассчитывается пропорционально количеству молодых семей - участников Программы на получение дополнительной социальной выплаты в равных суммах.

2. Цель и задачи Программы

2.1. Целью Программы является предоставление государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы. Государственная поддержка молодым семьям оказывается в виде социальных выплат.

2.2. Задачей Программы является предоставление молодым семьям - участникам Программы социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты из средств бюджета Касимовского муниципального района.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки и этапы реализации Программы: 2011 - 2015 годы.

4. Ресурсное обеспечение Программы

4.1. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться за счет федеральных, областных, муниципальных, собственных и заемных средств.

4.2. Объемы финансирования Программы на 2011 - 2015 год подлежат ежегодному уточнению.

4.3. Выделение бюджетных средств бюджетам муниципальных образований Рязанской области (далее - муниципальные образования) для предоставления социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты осуществляется в форме межбюджетных субсидий из областного Фонда софинансирования расходов.

4.4. Субсидии на предоставление социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты выделяются Касимовскому муниципальному району на реализацию аналогичных долгосрочных программ, реализуемых за счет средств местного бюджета.

4.5. Критериями отбора муниципальных образований для выделения субсидий муниципальным образованиям с целью предоставления молодым семьям социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты являются:

а) наличие муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты;

б) наличие сформированного органами местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году;

в) наличие в местном бюджете в соответствующем году расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование в соответствующем финансовом году предоставления социальной выплаты;

г) наличие в местном бюджете в соответствующем году расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование в соответствующем финансовом году предоставления дополнительной социальной выплаты.

5. Система программных мероприятий долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы"

Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи

Главные распоря- дители

Источник финанси- рования

Объемы финансирования, млн. руб.

Ожидаемый результат

В том числе по годам

Задача. Предоставление молодым семьям, участникам Программы, социальной выплаты

в том числе

нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы

комитет по делам молодежи Рязанской области

областной бюджет

реализация Программы в соответствии с действующим законода- тельством

организационное обеспечение реализации Программы, включающее в себя обеспечение информирования, консультирования молодых семей, приема документов на участие в Программе, формирования списков молодых семей, участия в ежегодном конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для получения финансовых средств федерального бюджета, заключения соглашения между Правительством Рязанской области и Министерством регионального развития Российской Федерации, заключения соглашения между комитетом по делам молодежи Рязанской области и органами местного самоуправления

комитет по делам молодежи Рязанской области

областной бюджет

в рамках текущего финансирования

исполнение Программы по разработанному механизму реализации

финансовое обеспечение реализации Программы, включающее в себя ежегодное определение объема средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, распределение субсидий между муниципальными образованиями

комитет по делам молодежи Рязанской области

областной бюджет

в рамках текущего финансирования

обеспечение финансирования реализации Программы

предоставление социальной выплаты молодым семьям

комитет по делам молодежи Рязанской области

федеральный бюджет
областной бюджет

успешное выполнение мероприятий Программы в 2011 - 2015 годах позволит обеспечить жильем 50 молодых семей

местные бюджеты
собственные и заемные средства молодых семей

250,0 тыс. руб.

50 тыс. руб.

50 тыс. руб.

50 тыс. руб.

50 тыс. руб.

50 тыс. руб.

комитет по делам молодежи Рязанской области

областной бюджет

предоставление дополнительной социальной выплаты молодым семьям

местный бюджет

создание дополнитель- ного стимула рождения (усыновления) детей

6. Система управления реализацией Программы

Получение данных по формам, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации - государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - государственный заказчик подпрограммы), о молодых семьях, участвующих в Программе, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий Программы;

Ведение базы данных об участниках Программы;

Определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы;

Отбор муниципальных образований для участия в Программе и распределение субсидий между муниципальными образованиями по методике расчета субсидий, выделяемых муниципальным образованиям для предоставления молодым семьям социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты, указанной в приложении N 1 (не приводится) к настоящей Программе;

Отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты молодым семьям;

Осуществление контроля за реализацией Программы на областном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;

Обеспечение освещения целей и задач Программы в региональных средствах массовой информации;

Проведение мониторинга реализации Программы на областном уровне;

Подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для предоставления государственному заказчику подпрограммы.

Система управления организации программой на муниципальном уровне предусматривает:

Формирование списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году;

Определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Программы;

Выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе за счет субсидий из областного бюджета.

Порядок предоставления молодым семьям социальной выплаты устанавливается постановлением Правительства Рязанской области.

Предоставление дополнительной социальной выплаты по рождению (усыновлению) одного ребенка молодым семьям - участникам Программы осуществляется согласно Порядку предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам Программы по рождению (усыновлению) одного ребенка.

7. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы

Комитет по делам молодежи Рязанской области представляет в министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, информацию об итогах реализации Программы, содержащую:

Общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования и программным мероприятиям;

Соответствие лимитов финансирования, указанных в паспорте Программы, фактическому финансированию в отчетном году;

Степень охвата программными мероприятиями проблемного направления;

Результаты выполнения мероприятий Программы в целом и в текущем году в свете достижения поставленных задач;

При наличии несвоевременного выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, анализ причин невыполнения;

Соответствие целевых показателей (индикаторов), достигнутых в отчетном году, целевым показателям (индикаторам), утвержденным в Программе;

Меры по повышению эффективности реализации Программы, предложения иных способов достижения программных целей.

Отдел по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района, финансовые органы Касимовского муниципального района своевременно ежеквартально и ежемесячно до 5 числа каждого месяца представляет информацию об итогах реализации Программы по утвержденным формам.

8. Целевые индикаторы и показатели эффективности исполнения Программы

8.1. Распределение субсидий, выделяемых Касимовскому муниципальному району для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках Программы, утверждается законом об областном бюджете на соответствующий год.

8.2. Распределение субсидий осуществляется на основании утвержденного комитетом по делам молодежи Рязанской области сводного списка на соответствующий финансовый год.

8.3. Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области в установленном порядке перечисляет средства, предусмотренные на предоставление социальных выплат (за счет федерального и областного бюджетов) на счета получателей социальных выплат. Основаниями для перечислений являются свидетельство о праве на получение социальной выплаты и заявка из банка.

8.4. Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области выдает молодым семьям свидетельства в пределах полученных средств.

В случае если администрацией Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области в указанный срок не выданы свидетельства или выданы свидетельства на сумму, меньшую суммы средств, поступивших на эти цели, муниципальное образование возвращает полученные из областного бюджета средства, на которые не были выданы свидетельства, Комитету по делам молодежи Рязанской области для их дальнейшего перераспределения в установленном порядке между муниципальными образованиями Рязанской области, осуществившими своевременную выдачу свидетельства.

8.5. При повторном в течение одного финансового года нарушении срока выдачи молодым семьям свидетельств муниципальное образование - Касимовский район возвращает в областной бюджет средства, на которые свидетельства не были выданы в установленный срок. При этом возвращенные финансовые средства в очередной раз направляются комитетом по делам молодежи Рязанской области в Касимовский муниципальный район, осуществивший их возврат, после письменного информирования руководителем органа местного самоуправления о готовности обеспечения выдачи свидетельства в установленные сроки.

8.6. В случае непредоставления молодым семьям социальных выплат в течение 9 месяцев с даты выдачи свидетельств неиспользованные средства муниципальное образование возвращает в комитет по делам молодежи Рязанской области для перераспределения в установленном порядке.

Размер финансовых средств, выделяемых муниципальному образованию на планируемый год, уменьшается на сумму, которая не была предоставлена молодым семьям в виде социальных выплат в текущем году.

8.7. Остатки неиспользованных средств после предоставления молодым семьям социальных выплат в соответствии с выданным количеством свидетельств направляются муниципальным образованием комитету по делам молодежи Рязанской области.

9. Оценка социально-экономической эффективности Программы

9.1. Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального, областного и местного бюджетов будет обеспечена за счет:

исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального и областного бюджетов;

государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты;

адресного предоставления бюджетных средств;

привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

9.2. Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе индикатора - количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.

9.3. В новой редакции:

успешное выполнение мероприятий Программы позволит в 2011 - 2015 годах обеспечить жильем 50 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также позволит обеспечить:

Создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

Привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственных средств граждан;

Укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;

Улучшение демографической ситуации в Рязанской области;

Развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

10. Порядок предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам Программы по рождению (усыновлению) одного ребенка

1. Настоящий Порядок предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам Программы по рождению (усыновлению) одного ребенка (далее - Порядок) устанавливает предоставление дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" (далее - участник Программы).

2. Дополнительная социальная выплата из средств Касимовского муниципального образования в размере 3 тысячи рублей предоставляется для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или строительством индивидуального жилого дома, молодой семье - участнику Программы по рождению (усыновлению) одного ребенка в период с даты утверждения акта о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в соответствующем году по дату исполнения банком распоряжения распорядителя счета (члена молодой семьи - участника Программы) о перечислении зачисленных на его банковский счет средств социальной выплаты в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, оплаты договора с уполномоченной организацией.

Размер дополнительной социальной выплаты не может превысить разницу между размером цены договора купли-продажи жилья или цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома и размером социальной выплаты, размер дополнительной социальной выплаты рассчитывается пропорционально количеству молодых семей - участников Программы, в которых рожден (усыновлен) один ребенок в вышеуказанный период, в равных суммах.

3. Дополнительная социальная выплата предоставляется только один раз.

4. Для получения дополнительной социальной выплаты один из совершеннолетних членов молодой семьи либо иное уполномоченное лицо при наличии надлежащим образом оформленных полномочий представляет (не позднее 3 месяцев с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета (члена молодой семьи - участника Программы) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств социальной выплаты в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, оплаты договора с уполномоченной организацией) в орган местного самоуправления, включивший молодую семью в список участников Программы (далее - орган местного самоуправления), следующие документы:

а) заявление (в произвольной форме) о предоставлении дополнительной социальной выплаты в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия документов);

б) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

в) копию свидетельства о рождении ребенка или копию документа об усыновлении ребенка;

г) копию договора купли-продажи жилого помещения или договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома или договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья;

д) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение;

е) реквизиты лицевого счета члена молодой семьи, открытого в любом кредитном учреждении, расположенном на территории Рязанской области (далее - лицевой счет молодой семьи).

Копии документов, указанных в подпунктах "б" - "д" настоящего пункта, заверяются органом местного самоуправления на основании соответствующих оригиналов документов.

5. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, и в течение 10 рабочих дней с даты получения этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в течение 10 дней с даты принятия решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты.

6. Основаниями для отказа в признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты являются:

а) представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;

б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

в) представление документов по истечении срока, указанного в пункте 7 настоящего Порядка.

7. Повторное обращение для получения дополнительной социальной выплаты допускается после устранения оснований для отказа в признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты, предусмотренных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 настоящего Порядка, в течение срока, указанного в пункте 7 настоящего Порядка.

8. В случае признания молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты орган местного самоуправления в течение 10 дней с даты принятия решения о признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты направляет в комитет по делам молодежи Рязанской области ходатайство о предоставлении дополнительной социальной выплаты по списку молодых семей - участников Программы соответствующего года (далее - ходатайство) с указанием:

б) Ф.И.О. членов семьи, родственных отношений в семье;

в) паспортных данных на совершеннолетних членов семьи, данных свидетельства о рождении ребенка (детей);

г) дат рождения каждого члена семьи;

д) реквизитов документа об усыновлении ребенка;

е) норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию на дату выдачи свидетельства;

ж) размера общей площади жилого помещения на данную семью, определяемого в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка;

з) размера расчетной (средней) стоимости жилья;

и) размера дополнительной социальной выплаты (тыс. руб.).

9. Орган местного самоуправления в течение 10 дней с даты поступления финансовых средств, предусмотренных на предоставление дополнительной социальной выплаты, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, перечисляет бюджетные средства, предоставляемые в качестве дополнительной социальной выплаты, на лицевой счет члена молодой семьи.

10. Дополнительная социальная выплата считается предоставленной молодой семье с даты зачисления дополнительной социальной выплаты на лицевой счет молодой семьи.

11. По итогам предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам Программы по списку соответствующего года орган местного самоуправления направляет в комитет по делам молодежи Рязанской области отчет (с подписями главы местной администрации, заверенной печатью, и руководителя финансового органа местной администрации) с указанием:

а) наименования муниципального образования;

б) даты поступления финансовых средств, предусмотренных на предоставление дополнительной социальной выплаты, на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения местного бюджета;

в) даты перечисления дополнительной социальной выплаты на лицевой счет молодой семьи;

г) размера перечисленной дополнительной социальной выплаты (тыс. руб.);

д) Ф.И.О. членов семьи, родственных отношений в семье;

е) паспортных данных на совершеннолетних членов семьи, данных свидетельства о рождении ребенка (детей);

ж) реквизитов документа об усыновлении ребенка;

з) размера остатка (если образовался) финансовых средств, поступивших на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения местного бюджета, предусмотренных на предоставление дополнительной социальной выплаты (тыс. руб.).

12. Контроль за целевым использованием финансовых средств местного бюджета, выделенных для предоставления дополнительной социальной выплаты, осуществляет комитет по делам молодежи Рязанской области и органы местного самоуправления.


Для просмотра комментариев включите JavaScript

Молодым семьям решить жилищный вопрос весьма непросто. Кому-то помогают родители, кто-то всё-таки справляется сам, а некоторым оказывает помощь государство. Для помощи гражданам в приобретении жилья существует Федеральная целевая программа «Жилище». Одна из её подпрограмм – «Обеспечение жильём молодых семей». Она действовала в 2011-2015 годах, а потом была продлена до 2020 года. Кем надо быть и что надо сделать, чтобы получить обещанную государством помощь?

Иллюстрация: Полина Васильева

В разных регионах программа имеет свои особенности и дополняется региональными программами, но при этом законодательная база – одна и та же.

Условия программы часто меняются: программа на 2016-2020 годы отличается от программы на предыдущий период. Кроме того, изменения вносятся и по ходу действия. Так, самое свежее Постановление правительства РФ от 26 мая 2016 года №466 возвращает право молодым семьям использовать социальную выплату по программе на погашение ранее взятого ипотечного кредита, а с 2011 по 2016 годы такое использование субсидии законом запрещалось.

На что можно использовать субсидию по программе «Обеспечение жильём молодых семей»?

Субсидия молодой семье по этой программе может быть предоставлена:

  • для покупки квартиры или дома (приобретение жилой недвижимости на вторичном рынке предусмотрено не во всех регионах);
  • для оплаты договора подряда при строительстве дома;
  • для первого взноса в случае получения ;
  • для погашения долга по имеющемуся ипотечному кредиту или выплаты остатка паевого взноса ЖСК.

Приобретаемое жильё должно быть пригодно для постоянного проживания и находиться в том регионе, который выдал субсидию, а общая площадь жилья не может быть меньше расчётных норм для семей в соответствии с их численностью.

Каким условиям должна отвечать молодая семья, чтобы получить субсидии от государства?

Государство поддерживает молодые семьи, если:

  • оба супруга – граждане РФ;
  • в семье есть дети, и один из двух или единственный родитель является гражданином РФ (в некоторых регионах наличие детей обязательно);
  • обоим супругам нет 35 лет на момент утверждения списка семей, которые получат субсидию;
  • семья официально зарегистрирована как нуждающаяся в улучшении жилищных условий;
  • доход семьи позволяет ей получить в банке, либо семья имеет средства, которых вместе с субсидией хватит на покупку жилья (требования количественно отличаются по регионам).

Право на эту субсидию молодая семья может использовать только один раз.

Размер субсидии молодым семьям

Он определяется в день, когда утверждается окончательный список семей, которым предоставляется субсидия, и остается неизменным: 30% от расчётной стоимости приобретаемого жилья для семей без детей и 35% – для семей с детьми (в предыдущей программе эти цифры были 35% и 40% соответственно). Если же субсидия используется для погашения остатка паевого взноса или остатка долга по ипотеке, то размер её ограничивается этими остатками.

В общем случае субсидия рассчитывается из нормы общей площади на семью и норматива стоимости 1 квадратного метра жилья для данного города или сельского района. При этом норматив стоимости не может быть выше размера средней рыночной стоимости по региону, которую Минстрой РФ утверждает каждый квартал и публикует у себя на сайте.

Норма общей площади на семью из двух человек – 42 квадратных метра, трёх человек и более – по 18 квадратных метров на человека. Максимальная сумма субсидии на семью из двух человек – 600 тысяч рублей, из трёх – 800 тысяч рублей, из четырёх и более человек – 1 миллион рублей. Для многодетных семей существуют дополнительные льготы, они различны в разных регионах. В некоторых случаях им предоставляется субсидия, покрывающая 100% затрат на приобретение жилья.

Как получить субсидию

Если вы – молодая семья, вам нужно для начала проконсультироваться по месту регистрации в местном департаменте жилищной политики или комитете по делам молодёжи и получить список документов, которые нужны для подачи заявки.

И вот вы собрали пакет документов, подали заявку и её у вас приняли. Теперь нужно ждать, пока муниципальные органы сформируют списки на получение субсидии в следующем году (до 1 сентября текущего года). Преимущественное право попасть в этот список имеют семьи с тремя и более детьми.

Далее субъект РФ, получив информацию от муниципалитетов, с учётом размеров финансирования формирует окончательные списки. Если до утверждения окончательного списка возраст одного из членов молодой семьи превысил 35 лет, эта семья из него исключается.

В течение 10 дней после утверждения окончательных списков документация по ним возвращается в муниципальные органы, а они, в свою очередь, в течение 5 дней должны проинформировать счастливчиков о включении в программу следующего года и выдать им свидетельства на получение субсидии. Эти свидетельства обязательно нужно сдать в течение месяца в уполномоченный банк и открыть там счёт для получения средств.

Существуют не только федеральные, но и местные программы социальных выплат молодым семьям. Они могут отличаться в различных регионах.

Пакет документов

Он может отличаться в зависимости от того, на что семья просит субсидию. В общем случае в муниципальные органы заявитель предоставляет:

  • заявление по специальной форме;
  • копии личных документов каждого из членов семьи (паспорта, свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей);
  • документ, подтверждающий, что семья нуждается в получении жилья;
  • документ, подтверждающий доход семьи, либо наличие на счету необходимых для в сумме с субсидией средств.

Если семья уже приобрела или построила (строит) жильё с использованием или по договору строительного подряда, то потребуется:

  • копия свидетельства о госрегистрации права или договор строительного подряда и прочие документы, подтверждающие расходы на строительство;
  • копия ипотечного договора;
  • справка банка о сумме задолженности по сумме кредита и процентам по нему.

Далее муниципальные органы проверяют сведения из пакета представленных документов и в десятидневный срок включают семью в программу. Или не включают, о чем в пятидневный срок после принятия решения должны семью уведомить.

Причины для отказа

Основные причины таковы:

  • несоответствие требованиям по возрасту или гражданству;
  • пакет документов представлен не полностью, или документы содержат недостоверные сведения;
  • ранее уже семья воспользовалась господдержкой для улучшения жилищных условий (кроме использования ).

Не возбраняется подавать заявку повторно (после устранения причин отказа).

Свидетельство о праве на социальную выплату, порядок выдачи, срок действия

Право на получение субсидии по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы подтверждается именным свидетельством. Такое свидетельство не может передаваться или продаваться другим лицам. Срок его действия – 7 месяцев с даты выдачи. За это время субсидию надо реализовать, или право на неё будет утеряно.

С какими сложностями сталкиваются молодые семьи, претендующие на субсидию по программе «Обеспечение жильем молодых семей»?

На получение этой субсидии существует очередь, и ее можно не дождаться, «состарившись».

Во многих регионах субсидии предназначены для строительства ипотечного жилья по договорам долевого участия, а не для покупки готового. Субсидия под ипотеку для покупки на рынке вторичного жилья не выдаётся.

Семьи с низким уровнем дохода на семью и не имеющие сбережений в программе участвовать не могут.

Субсидия покрывает только 30% затрат на приобретение жилья для семей без детей и 35% — для семей с детьми. Это, если вдуматься, не так уж и много.

Алиса Орлова

Программа молодая семья (официальное название - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище") - с помощью этой программы молодая семья может получить от государства безвозмездную субсидию на улучшение своих жилищных условий. В этой статье рассказано об условиях участия в программе молодая семья , размере субсидии, подводных камнях при оформлении, а также ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. ВНИМАНИЕ! Информация о продлении (или о создании схожей программы) со сроком до 2020 года - ссылка .

ВНИМАНИЕ! Если Вы стоите в очереди на получение субсидии или планируете встать в очередь, то жилье в ипотеку брать нельзя, пока не получите субсидию (это правило не распространяется на ипотеку, оформленную до 01.01.2011 года).

ВНИМАНИЕ! C 11.12.2012 в программе могут участвовать также семьи с детьми, где один супруг - не гражданин РФ, а второй - гражданин РФ. Но при расчете субсидии учитываются только граждане РФ. Также теперь семьи с 3 и более детьми будут получать субсидию в первую очередь. Эти изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 22.11.12 № 1204.

а) "возраст" : возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

б) "нуждаемость" : семья признана нуждающейся в жилом помещении.

в) "достаточность доходов" : наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

Теперь давайте рассмотрим каждый критерий по-подробнее:

При расчете "нехватки" метров следует иметь ввиду, что:
- учитывается общая площадь жилья, а не жилая;
- учитывается не только площадь жилья, которая находится в собственности у членов молодой семьи, но и то жилье, на котором члены молодой семьи вправе проживать (право проживания на определенной площади определяется по прописке);
- будет проведена проверка, не ухудшали ли члены молодой семьи в течение последних 5 лет свою обеспеченность жильем. Если ухудшали, то претендовать на признание нуждающимися молодая семья может только по истечении 5 лет с момента ухудшения своих жилищных условий. Это следует из

Пример определения "нуждаемости" :
Молодая семья (муж, жена и ребенок) проживает в городе Ульяновске вместе с бабушкой и дедушкой ребенка в жилье с общей площадью 59 кв.м. Другого жилья, где члены молодой семьи вправе проживать, нет.
Учетная норма жилья в Ульяновске составляет 12 кв.м. на человека.
Таким образом, на 59 кв.м. проживают 5 человек, то есть на каждого человека приходится 59: 5 = 11,8 кв.м., что менее учетной нормы 12 кв.м., следовательно, молодая семья является нуждающейся в жилом помещении.

Расчетная стоимость жилья (СтЖ) определяется:
СтЖ = Н * РЖ,
где Н - норматив стоимости 1 кв.м. по муниципальному образованию
(устанавливается органом местного самоуправления (мэрией), но не выше стоимости 1 кв.м. жилья по субъекту РФ, определяемой Минрегионом РФ),

РЖ - расчетный размер общей площади жилья
(для семьи из 2 человек составляет 42 кв.м., для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв.м. на каждого члена семьи)

Для расчета примерного размера субсидии воспользуйтесь

Субсидию можно реализовать (потратить) только в том субъекте РФ, в котором она получена, следующим образом:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (подпункт "е" действует с 26.07.2011 г., п. 12 изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. № 575) .

Для участия в программе молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

2) Поисковики выдадут множество страниц, где на первых местах, как правило, будет либо решение уполномоченного органа об учетной норме жилья в Вашем муниципальном образовании, либо текст решения суда, из которого тоже можно почерпнуть эту информацию;

3) Откройте любую из найденных в поисковике страниц. Если информации на странице очень много, и ответа не видно, я пользуюсь поиском по странице: Ctrl+F и набираю учетн - тогда мой браузер подсвечивает все слова (во всех словоформах), касающиеся учетной нормы жилья.

- ;
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2008 № 1996-р (о продлении ФЦП "Жилище" и ее подпрограмм до 2015 года);
- Приказы Минрегиона РФ (последний - от 07.06.2012 № 225, вступил в силу 31.07.2012)

Уважаемые посетители! Обращаю ваше внимание, что я, хоть и юрист, не специализируюсь на вопросах предоставления субсидии молодым семьям и других жилищных вопросах. Рекомендую полученные на настоящей странице сведения перепроверять, например, консультируясь при оформлении в программе или на сайте сообщества юристов Правовед .

Информация представлена для ознакомительных целей. Автор не несет ответственности за последствия использования информации, полученной на настоящей странице. Если Вы обнаружили ошибку, просьба сообщить об этом в комментариях или на адрес эл.почты baradeyo(a)gmail.com

Тэги: программа молода семья , программа жилье молодым семьям , программа для молодых семей , субсидии молодым семьям , обеспечение жильем молодых семей , молодая семья , программа доступное жилье .

Здравствуйте, Елена!

В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 № 31-281-П утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 годы.

В соответствии с Паспортом программы, участниками программы по улучшению жилищных условий могут стать семья, постоянно проживающая на территории Ульяновской области, при выполнении трех условий:

Возраст супругов в семье не превышает 35 лет, (либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет);

Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

Наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.

Для программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с основаниями, изложенными в ст.51 ЖК РФ.

Согласно п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условия, могут быть признаны граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.4 ст.50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Учетная норма жилого по Ульяновской области установлена в размере 12 кв.м на человека.

В Вашей семье на одно члена семьи приходится 40/4 10 кв.м, что ниже установленной нормы.

Таким образом, по возрасту и нуждаемости в улучшении жилищных условий Вы попадаете под критерии отбора участников программы.

Что касается собственных средств, необходимых семье для участия в программе, сумма средств определяется исходя из следующих расчетов.

Семьи-участники программы получают свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретение жилых помещений или строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Социальная выплата предоставляется семье, имеющей одного ребёнка и более, в размере не менее40 процентов расчётной (средней) стоимости жилья.

Размер необходимой площади жилого помещения, с учётом которой определяется размер социальной выплаты, для семьи численностью три и более человек, составляет по 18 кв. м на одного человека.

То есть, на Вашу семью необходимо будет приобретать жилье площадью не менее 72 кв.м.

Расчётная (средняя) стоимость жилого помещения, используемая при определении размера социальной выплаты (СтЖ), определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальному образованию Ульяновской области;

РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с настоящей Программой.

Умножив 72 кв.м на нормативную стоимость 1 кв.м жилого помещения, и рассчитав 60 % от полученного результата, Вы получите сумму, которую должны будете самостоятельно выплатить за счет собственных или заемных средств. Возможность выплатить данную сумму Вы должны будете обосновать документами об источниках дохода семьи.

Если, Ваши приблизительные расчеты показывают, что семья осилит такую сумму, обратитесь в территориальное отделение Управления жилищной политики за более подробной информацией по порядку оформления документов.

Желаю удачи!


Дополнительно