Как отразятся на потребителях реформы электросетевой отрасли

Большинство из них в монополии считают «справедливыми», но для конечных потребителей они выглядят непонятными и необоснованными. Яркие тому примеры — дифференциация тарифов магистрального сетевого комплекса, введение оплаты за сетевой резерв, а также цифровизация отрасли, на которую «Россети» готовы потратить 1 трлн рублей. Рост тарифов, предупреждают эксперты, не приведет к увеличению продажи электроэнергии — у потребителей не хватит средств на дополнительные расходы. Создается впечатление, что электросетевая монополия за счет этих инициатив улучшает свои финансовые показатели для финансирования инвестпрограмм и проекта цифровизации.

Предлогами для введения оплаты за сетевой резерв и дифференциации тарифов, по мнению некоторых экспертов, может служить желание «Россетей» осуществить «цифровизацию» электросетевого комплекса. В том числе и на эти цели сетевая монополия планирует потратить свой инвестиционный бюджет, заявленный в рекордном объеме — 1,3 трлн рублей.

До определения величины и источников финансирования цифровой трансформации электросетевого комплекса необходимо в первую очередь определиться с нормативной фиксацией — что такое цифровизация, —  и с перечнем работ, которые должны быть отнесены на данный вид деятельности.  В противном случае невозможно контролировать целевое использование выделенных на цифровую трансформацию электросетевого комплекса денежных средств.  

Пилотные проекты цифровизации с 2014 года реализуются в Калининградской, Ярославской и Тульской областях, при этом подробных данных об эффективности реализации данных пилотных проектов в публичном пространстве нет. Известно, что, по крайней мере, на конец 2017 года при реализации пилотных проектов ПАО «Россети» не удалось снизить потери в сетях до допустимых нормативных значений.

Согласно данным из открытых источников (сайт ПАО «Россети»), ощутимого эффекта пилотные проекты не принесли:

Из решения Совета директоров ПАО «Россети», от 22 декабря 2017 г. № 286, следует, что проект «Строительства интеллектуальных сетей», в рамках которого проводится эксперимент в указанных областях, убыточен (решением Совета директоров менеджменту ПАО «Россети» поручено принять меры по снижению убытков от реализации проекта и по выходу на его безубыточную реализацию). Финансовое состояние ПАО «Россети» позволяет не прибегать к «изъятию» средств у энергоемких потребителей ФСК для решения текущих вопросов

Финансовое положение ПАО «Россети» является достаточно устойчивым и в рамках существующих условий регулирования, так за период 2015-2018 гг. рентабельность холдинга по EBITDA составляет около 30% или 1,15 трлн рублей, рентабельность по чистой прибыли составляет около 10-15% или 0,46 трлн рублей.

По итогам заседания совета директоров ПАО «Россети», состоявшегося 27 мая 2019 года, на выплату дивидендов за I квартал 2019 года будет направлено более 5 млрд рублей, что является беспрецедентным в истории «Россетей», а также в два раза превышает объем дивидендов за аналогичный период прошлого года.

По словам замгендиректора «Россетей» Павла Гребцова, предложенные методы позволят привлечь дополнительные источники финансирования для повышения эффективности деятельности его компании. Вместе с тем, основания, которые приводит менеджер для изменения существующего механизма распределения и поставки электроэнергии, вызывают вопросы, как у представителей профильных ведомств, так и у бизнеса.

Как утверждает Гребцов, прямые потребители Федеральной сетевой компании (ФСК) вполне справедливо должны быть обременены неэффективными и недоучтенными затратами, возникающими в распределительных сетях холдинга «Межрегиональные распределительные сетевые компании» (МРСК). Такой механизм называется перекрестным субсидированием. Однако правильность такого подхода у экспертов вызывает серьезные сомнения. Кроме того, доля перекрестного субсидирования в тарифе сетей высокого напряжения в несколько раз превышает аналогичный показатель в доле тарифов сетей среднего и низкого уровня напряжения. Гребцов подобную систему считает справедливой, не предлагая при этом действенных путей решения самой проблемы эффективности затрат распределительных сетей. Топ-менеджер компании, судя по всему, не ставит вопрос, как добиться равного для всех распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения внутри действующих тарифов МРСК.

Возможно, у «Россетей» существует собственное понимание равномерности распределения финансовой нагрузки на свои дочерние компании. Вместе с тем, очевидно, что поставленную правительством задачу по сокращению перекрестного субсидирования государственный холдинг не выполнил.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить вхождение Российской Федерации в число крупнейших экономик мира, обеспечение экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов. Инициативы ПАО «Россети», которые могут привести к  дополнительному финансовому обременению промышленности, вступают в прямое противоречие с Указом Президента.

По мнению отраслевых экспертов, правительству необходимо поставить перед руководством «Россетей» такое первоочередное требование, как увеличение объема потребления электроэнергии из единой энергосистемы не только со стороны населения, но и промышленности. Выручка компании не должна превышать инфляционные показатели. Сохранение нынешних неэффективных затрат в электроэнергетике может стать одной из причин отсутствия роста реального несырьевого сектора и ВВП в целом. В результате, отечественные товары продолжат уступать зарубежным аналогам, как на мировом, так и на внутреннем рынке.

Источник: https://www.mk.ru/social/2019/06/17/kak-otrazyatsya-na-potrebitelyakh-reformy-elektrosetevoy-otrasli.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *